ПРОВЕРЬТЕ, ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КАНДИДАТОМ НА НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ?

ПРОВЕРЬТЕ, ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КАНДИДАТОМ НА НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ? (СТАТЬЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ГАЗЕТЕ "ОРЕНБУРГСКАЯ БИРЖА", ДЕКАБРЬ, 2011 ГОД)

  Сегодня в России выполнение требований в сфере налогов по-прежнему  остается реальным бременем для бизнеса.

С 1998 года в Налоговый кодекс России было внесено более 600 поправок. В таких условиях трудно планировать предпринимательскую деятельность, особенно представителям малого бизнеса в регионах.

Статистика показывает, что за последние 3 года количество налоговых проверок сократилось, в том числе и по Оренбургской области.

 Однако, практически 100% проверок являются результативными, то есть заканчиваются с отрицательными последствиями для налогоплательщиков.

 Еще 4 года назад планирование налоговых проверок являлось конфиденциальной процедурой и руководители не имели никакого представления о том, как планируются проверки, затронет ли очередная проверка именно его фирму.

 С  2007 года ситуация кардинально изменилась, формирование плана проверок впервые стало открытым. Постепенно налоговые инспекции переходят к избирательному методу проверок, что позволяет налогоплательщикам вздохнуть свободнее и развивать свой бизнес.

После внедрения этого метода, количество проверяемых предприятий из года в год сокращается.

Основная идея заключается в том, чтобы разделить налогоплательщиков на тех, кто требует повышенного контроля, и тех, для кого достаточно текущего наблюдения.

Теперь налоговики выходят на проверку лишь в том случае, когда предпроверочный анализ показывает, что налогоплательщик участвует в какой-либо схеме по уклонению от налогов, или нарушает закон.

Причем информация о критериях оценки находится в открытом доступе и постоянно обновляется.

     Речь идет о попытке донести до бизнесменов "правила игры", соблюдая которые, они смогут получить налоговую стабильность и снизить налоговые риски.

Компании вынуждены подстраиваться под предложенные государством стандарты, что, конечно же, не всегда экономически выгодно.

Тем не менее, эти положения могут оказаться весьма полезными для руководителей и предпринимателей в налоговом планировании: предупрежден - значит вооружён. Благодаря доступу к такой информации, у любого предпринимателя есть возможность взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектор и уже на стадии подготовки документов для налоговой инспекции проверять свои показатели и  предпринимать своевременные меры.

Итак, план налоговых проверок формируется не случайной выборкой, а с помощью определенных признаков, раскрытых в общедоступных 12-ти «Критериях самостоятельной оценки рисков» [1], которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Эти критерии были опубликованы в печати и открыто размещены на ведомственном сайте ФНС России www.nalog.ru.

12 критериев отбора кандидатов на проведение налоговой проверки

1. Налоговая нагрузка у вас ниже среднего по отрасли.

2. Организация на протяжении двух и более лет регулярно показывает убытки.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

4.Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации.

5. Среднемесячная зарплата одного работника ниже среднего по вашей деятельности в вашем регионе.

6.Неоднократное приближение к предельным показателям, отменяющим право на «упрощенку», ЕНВД, ЕСХН.

7.Индивидуальный предприниматель показывает расходы, максимально приближенные к сумме его доходов в календарном году.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками ("цепочка контрагентов") без разумных экономических причин или деловой цели. 
9.Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10.Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11.Отклонение рентабельности (более 10%), по данным бухучета, от среднеотраслевого уровня.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

 Кое-что, не вошедшее в официально опубликованные критерии

 Не только те признаки, которые опубликованы и находятся в открытом доступе, берут во внимание налоговики при подготовке проверок.

В любом ведомстве существует еще и информация для служебного пользования, которой также руководствуется любой проверяющий.

Вот некоторые дополнительные признаки и сведения, привлекающие внимание контролеров:

- Расхождение адреса указанного в регистрационных документах и фактического адреса

- учредитель (руководитель или заявитель) является «массовым»

- адрес регистрации является «массовым»

- руководителем назначен гражданин преклонного возраста, учащийся, сельский житель, лицо со слабым здоровьем, лицо, находящееся на длительном лечении, военнослужащий срочной службы, лицо, отбывающее наказание, беженец, вынужденный переселенец, недееспособное лицо

- Частая сдача уточненных деклараций

-Недобросовестный контрагент( имеющийся в так называемом списке ЮЛ-КПО)

- Сделки, цена которых свыше 1 млн. рублей, будут привлекать повышенное внимание (могут назначить встречную проверку и истребовать дополнительные документы).  В 2010 году предельный порог был  иной:  это сделки до 500 тыс. рублей. Не исключено, что могут запросить документы и на меньшие суммы, но разосланные ФНС по своим подчиненным материалы внутренних совещаний содержат именно такие цифры.

   Проверить могут и следующие факторы:

  - соответствие расходов учредителей компаний их доходам

- анализ  налоговых деклараций владельцев бизнеса

- данные о стоимости обучения их детей

-информация о выдаче займов, приобретении транспорта и недвижимости

- отслеживание истории создания и развития компании в интернете и СМИ

- сайт самой компании, содержащий данные о взаимозависимости с другими фирмами

-малое предприятие выступает партнером крупнейшего налогоплательщика

- «нестандартные средства расчета»: вексель, бартер, уступка права требования.

    -отсутствие движений по расчетному счету при наличии признаков активной предпринимательской деятельности ( регулярная реклама, информация с сайта компании)При этом движения и остатков денег на расчетных счетах нет, или они меньше, чем стоимость товаров.

- проверка работников компании на предмет покупки недвижимости, автомобилей, драгоценностей на суммы, превышающие их задекларированные доходы

- проверка участников схемы на взаимозависимость тех лиц, которые являются учредителями этих компаний. Если в цепочке контрагентов через 6-8 звеньев будет находиться один и тот же учредитель, это расценивается  в качестве «серой схемы»

- компании с «нулевой» отчетностью. Проверка в банке информации об операциях по счету клиента ( имеются ли значительные обороты по счету)

- заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась

-организация использует в качестве единственного исполнительного органа управляющую компанию. При этом в качестве адреса указан адрес управляющей компании. А сама эта управляющая компания является исполнительным органом в 10 и более компаниях, находящихся в списке неблагонадежных фирм

- по данной фирме поступило много запросов на проведение встречной проверки (истребование документов)

-компания передает владение собой (доли) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.

-компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.

- компания проводит единичные непрофильные операции. 

 Вряд ли найдется хоть одна компания в сфере торговли и услуг, которая не обнаружила бы в своем бизнесе соответствие сразу нескольким опасным показателям.

Но каждый признак сам по себе не свидетельствует об уклонении от уплаты налогов или участии в «серой схеме».

Точную картину показывает только совокупность признаков.

Тем не менее, это настораживает владельцев бизнеса, поскольку кандидатом на проверку может быть  выдвинут вовсе не тот, кого надо было бы проверить. Такой подход вынуждает предпринимателей, помимо решения текущих проблем, думать о «добросовестности» своего контрагента и о том, достаточно ли он собрал документов для подтверждения законности своей налоговой экономии.

Но есть обнадеживающий фактор: тенденция работы ФНС склоняется к  открытости и доступности нужной информации, а суды при рассмотрении налоговых споров исходят из презумпции добросовестности плательщика.

Всё изложенное выше касается, скорее, предприятий среднего и крупного бизнеса, поскольку именно они заключают в своей деятельности большое количество контрактов, и, в силу нехватки временных и кадровых ресурсов, как правило, не особо заботятся о проверке своих контрагентов.

Если вы работаете с фирмой, у которой нет постоянного офиса, нет других работников, кроме директора, либо этот директор не стремится вступать с Вами в личный контакт, Вас должно это насторожить. В таком случае проверьте эту фирму на сайте ФНС www.nalog.ru с помощью услуги «Проверь себя и контрагента».

Советую заранее готовиться к возможной налоговой проверке и иметь хотя бы минимальный пакет документов, подтверждающий «чистоту» любой крупной сделки.

 Налоговый адвокат Шаярова Э.Р.

[1] «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», приложение к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок" с изменениями, внесенными Приказом от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@, Приказом от 22 сентября 2010 г. N ММВ-7-2/461@, приказом от 08.04.2011 № ММВ-7−2/258@